. . . . .

 

Immigration News #88


Art WWW


Новое молодежное движение: учиться – на западе, работать – тоже

Людмила Леденева, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, по роду научных занятий вот уже десять лет изучает эмиграционные настроения российских студентов. Начались эти исследования в 1992 году в России, когда здесь царили панические настроения и ощущалась едва ли не всеобщая готовность бежать куда глаза глядят. Потом она отправилась во Францию, чтобы опросить тех, кому удалось-таки осуществить дерзкие планы – эмигрировать, поступить на учебу, делать науку за границей. Эта серия научных наблюдений завершилась опросом через Интернет – тех, кто учится в самых разных странах.
Собранный материал составил целую книгу, выход которой ожидается нынешней осенью. Авторы – Людмила Леденева и Елена Тюрюканова.

Какова цель проведенных исследований, помимо чисто научного интереса?

– Вы не поверите, – говорит Людмила Леденева, – но, возможно, самой важной частью обширных исследований было изучение возвратных намерений. Финансировали работу американцы – они всерьез обеспокоены тем, что наши студенты не хотят по завершении учебы возвращаться домой; американцы, а не российские власти, озабочены созданием на родине достойных условий нашим молодым специалистам, чтобы они стремились вернуться. Кому-то из возвращающихся в Россию специалистов американцы даже выплачивали зарплату в течение первого года. Касалось это, насколько я понимаю, в основном бизнесменов и экономистов. Естественники в контексте возвращения даже не обсуждаются – практически все остаются за границей, и им там рады. А зачем, скажите, Америке российские экономисты? Иное дело выученные в Америке и работающие в России – такие экономисты американцам очень даже нужны: с одной стороны, они способствуют становлению рыночной экономики у себя дома, а с другой, – являются прекрасными посредниками между доморощенными специалистами и заморскими бизнесменами.

Конечно, очень непросто получить полноценную репрезентативную выборку российских студентов и аспирантов за рубежом. Но поскольку мы подходили к этому с самых разных сторон, я убеждена, что воссоздать качественную картину нам все же удалось.

Молодые люди уезжают разными путями. Среди тех, кто действует самостоятельно – сами находят для себя университет, сами добывают деньги, – больше всего невозвращенцев. А вот уезжающие по обмену, то есть через российское Министерство образования, возвращаются все. Так, во всяком случае, утверждают министерские чиновники. Еще ездят по образовательным программам принимающих стран – от аспирантов до школьников. Среди них тоже есть невозвращенцы, но меньше, чем среди независимых студентов.

В конце ноября в Вашингтоне состоится конференция, посвященная иммиграционным настроениям студентов, приезжающих в США по американским программам. Российские студенты проходят тщательный отбор, одним из критериев которого является отсутствие у претендента иммиграционных настроений. От принятых в программу даже требуют подписку-обязательство: мол, всенепременно вернемся домой поднимать отечественную экономику и прочие отрасли. Но находятся ловкачи, которые обманными маневрами умудряются остаться в США. Американцы этим так взволнованы, что специальную конференцию созывают. В числе спонсоров – «Дженерал Моторс», а один из участников – например, Сергей Хрущев. С российской стороны на конференцию приглашены работодатели, готовые предоставить российским выпускникам американских вузов нормальные условия труда.
Эту проблему и американский госдеп изучал, но результаты их исследований пока не обнародованы.

По данным ЮНЕСКО, на втором месте после Америки по количеству приехавших учиться россиян – Германия. Впрочем, принятый там недавно новый иммиграционный закон может вывести Германию и на первое место. Страна настолько заинтересована в привлечении квалифицированных специалистов, особенно тех, кто получил образование в Германии, что дает иностранным выпускникам большие привилегии – предоставляют вид на жительство с целью поиска работы в течение первого года после окончания вуза. Потом временный вид на жительство заменяют бессрочным – если за этот год иностранец-выпускник преуспел в трудоустройстве. Несомненно, что при хорошем знании немецкого языка обладателю диплома германского университета одного года вполне хватает, чтобы удержаться в стране.

Не так давно в московской мэрии состоялся совместный семинар по проблемам иммиграции с представителями берлинских властей. Немцы подробно рассказывали о своем новом иммиграционном законодательстве, особо останавливаясь на приеме высококвалифицированных специалистов. Выяснилось, что до нововведения многие россияне, получившие высшее образование в Германии и не имевшие возможности там остаться, не возвращались в Россию, а обнаруживались в самых разных точках земного шара. Германия причисляла их к своим потерям, считая, что эта категория иностранцев имеет все предпосылки для безболезненной интеграции в общество, и приняла меры. Но не забывайте, что чаще всего учиться за границу едут те наши ребята, которые успели хотя бы пару лет поучиться в российских вузах. Впрочем, Россия как потерю их отъезд, видимо, не расценивает и никаких мер для их возвращения не принимает. Я не говорю, безусловно, о каких-то карательных мерах, но лишь о заинтересованности в создании условий для их возвращения.
Пока же – самотек. Кто соскучился по дому, кого одолевает ностальгия, тот склонен вернуться. Возвращаются и гуманитарии – им найти работу за рубежом очень трудно...


Кто эти люди, уехавшие учиться за границу?

Как показали результаты социологического обследования, это женщины (48%) и мужчины (52%) в возрасте от 19 до 35. Каждому второму – 23-25 лет. Средний возраст россиян, обучающихся за рубежом, – 25.
До отъезда 43% респондентов жили в Москве, 16% – в Санкт-Петербурге; 31% – в областных, краевых центрах и 6% – в малых городах, то есть во всех без исключения регионах страны (Архангельск, Ярославль, Краснодар, Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Владивосток и другие).
Москвичи предпочитают университеты США: трое из четырех респондентов-москвичей учатся в Америке, или почти половина респондентов, обучающихся в тамошних университетах, – выходцы из Москвы. А вот трое из четырех выходцев из Санкт-Петербурга и областных/республиканских центров выбирают европейские университеты.

По уровню образования, полученному в России, – это представители молодежной элиты: каждый второй учебный мигрант имеет законченное высшее российское образование, каждый десятый окончил аспирантуру, но не защитил диссертацию, а есть и те, кто даже кандидатскую защитили (рис. 2). Лишь один из четверых перед выездом из России не имел высшего образования, то есть был еще студентом. Иными словами, около 70% учебных мигрантов по российским меркам являются молодыми учеными или специалистами.

Где и на кого они учатся за рубежом?

58% опрошенных учатся в университетах США и 42% – в университетах Европы. Причем более 60% студентов европейского направления учатся в университетах Великобритании, Германии и Франции.
Спектр специальностей, которые россияне приобретают в зарубежных вузах, широк: физика, математика, компьютерные технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология, политология, право, филология, педагогика. Студенты естественно-технического профиля составляют 28%, а общественно-гуманитарного – 72%. Таким образом, подтвердилась уже ранее отмеченная закономерность: учиться за границу едет больше гуманитариев и экономистов, чем естественников и технарей. Объясняется это традиционно высоким уровнем отечественного образования в области естественных и технических дисциплин и несколько худшей ситуацией – в социально-политических и экономических специальностях.
Поэтому естественники и технари чаще едут за границу не учиться, а работать.

К какому уровню образования россияне стремятся за границей?
8% опрошенных обучались по программам подготовки бакалавров, 34% проходили последипломное обучение в магистратуре, 48% – в докторантуре, 3% – стажеры. То есть большинство молодежи нацелено на получение за границей докторской степени (Ph.D.).

Интересно, что цель учебы за рубежом тесно связана с образовательным профилем и регионом обучения. Наиболее амбициозны, то есть стремятся получить степень магистра или доктора, те, кто учатся в США, а также студенты естественно-технических специальностей.
Причин, побуждающих молодых людей к получению образования за рубежом, несколько:

  1. Возможность повидать мир, приобрести новых друзей и т.п.;
  2. Достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда;
  3. Хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом;
  4. Высокое качество обучения;
  5. Достижение большей конкурентоспособности на российском рынке труда.

В среднем важность каждого из этих мотивов практически одинакова (50%-60%). За исключением одного: меньше всего тех, кто поехал учиться в зарубежный университет с целью достижения конкурентоспособности на российском рынке (35%). А вот стать конкурентоспособным на западном рынке труда хотят 53% респондентов, и это по большей части те, кто обучаются в США. Для них также очень важен фактор благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни.
Те же, кто отправился в Европу, учебу за рубежом воспринимают менее прагматично, ими чаще движут чисто «студенческие» соображения: возможность повидать мир, приобрести новых друзей, но их также привлекает и высокое качество зарубежного образования.


На какие средства россияне учатся за границей?

Чаще всего – в 31% случаев – за счет зарубежного университета, получая полную стипендию. 20% частично оплачивают учебу университетской стипендией, а недостающие средства зарабатывают сами – там же на кафедре. 18% получают гранты от какого-нибудь фонда или частного спонсора. Только каждый шестой (15%) оплачивает учебу из своих, скорее родительских, денег. Реже всего приезжают учиться по обмену между российскими и зарубежными университетами – около 5% студентов.
Но деньги деньгами, а для учебы в зарубежном университете не так важен достаток семьи, как личные качества самого студента (хорошая подготовка, профессионализм, инициативность и т. п.), открывающие доступ к внешним источникам финансирования.

  1. Полная университетская стипендия
  2. Частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента в университете
  3. Грант на обучение от какого-либо фонда
  4. Собственные средства
  5. Частичная университетская стипендия, дополняемая грантом на обучение
  6. Программы обмена между университетами
  7. Нет ответа

Учеба закончена: где работать?

Большинство студентов (62%) начинают искать работу еще в процессе учебы. Чаще всего поиск ведется параллельно – и за границей, и в России (каждым третьим) или исключительно за границей (примерно каждым четвертым). Исключительно на работу в России ориентируется минимальное число опрошенных (6%). Как уже отмечалось, больше ориентированы на работу исключительно за рубежом молодые россияне, обучающиеся в США, а по специальностям выделяются представители естественно-технических областей знаний.

1. Поиск только за границей
2. Поиск только в России
3. Поиск одновременно и за границей, и в России
4. Поиск не предпринимается

Ориентация на западный рынок труда подкрепляется тем, что россияне выше оценивают свои шансы успешно трудоустроиться на Западе, чем в России. Этого мнения придерживаются 42% опрошенных. 16% убеждены, что спрос на их профессиональные знания выше на российском рынке труда, чем на западном, а 29% считают, что спрос равный. Уверенность в своей конкурентоспособности на западном рынке сильнее выражена у тех, кто учится в США и особенно – у естественников и технарей. Женщины на западном рынке труда ощущают себя вполне конкурентоспособными. Поэтому и мужчины, и женщины оценивают спрос на их профессиональные знания и квалификацию практически одинаково.
Большинство респондентов (68%) поддерживают профессиональные связи с коллегами на родине. Однако примерно у каждого второго это слабые контакты, и лишь у каждого пятого – тесные. У трети опрошенных профессиональные контакты с Россией отсутствуют вовсе. Несколько выше объем профессиональных контактов с родиной, особенно тесных, у студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся в Европе, – то есть у тех, кто больше ориентирован на российский рынок труда.

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Из всех опрошенных четко ориентирован на жизнь и работу в России только один человек из пяти. Твердо намеренных остаться за рубежом вдвое меньше, примерно каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные настроения.
60% респондентов определенно заявили, что вернутся на родину только при определенных условиях, прежде всего – при наличии там профессиональных возможностей.
В планировании ближайшей перспективы – сразу по окончании программы – молодые люди более определенны и выказывают явное предпочтение западной ориентации: 45% намерены остаться на Западе работать и еще 19% – продолжить там образование. То есть намерены остаться сразу после окончания учебы 64% респондентов, и лишь 18% учебных мигрантов решительно собираются вернуться в Россию в самом скором времени. В основном возвращаются из Европы и те, кто получал общественно-гуманитарное образование – они без оптимизма оценивают перспективы найти работу за рубежом.


Можно выделить несколько стратегий миграционно-профессионального поведения российских учебных мигрантов за рубежом :
1. Российская стратегия – постоянное проживание и постоянная работа в России;
2. 1-ая промежуточная (пророссийская) стратегия – постоянно проживать в России с возможностью контрактной занятости на Западе;
3. 2-ая промежуточная (прозападная) стратегия – постоянно проживать за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт на временную работу в России или иметь возможность совершать краткие профессиональные поездки в Россию;
4. Эмиграционная стратегия – постоянно проживать и работать за рубежом;.
5. Часть респондентов воздержались от ответа.

Оптимальная, с точки зрения большинства респондентов (61%), модель профессионально-миграционного поведения учебных мигрантов выглядит так: выраженная ориентация на проживание за рубежом с возможностью профессиональной деятельности в России – временная работа по трудовому контракту или же краткие профессиональные визиты. Особенно высока доля лиц, предпочитающих именно такую стратегию, среди студентов, обучающихся в США, и среди студентов, обучающихся по естественно-техническим специальностям.

Каковы эмиграционный потенциал и потенциал возвращения?

Полученные результаты позволяют ориентировочно оценить потенциал возвращения и эмиграционный потенциал (утечка умов) в результате учебной миграции. Максимальный уровень потенциала возвращения на родину после окончания учебы за рубежом очень низок – примерно 25% (минимальный – 18%). Максимальный же уровень эмиграционного потенциала очень высок – почти 70%. При этом строго эмиграционную позицию, то есть полное географическое и профессиональное отчуждение от России, занимает лишь каждый десятый опрошенный – это минимальный, базовый, уровень эмиграционного потенциала.
Более высок уровень потенциала возвращения студентов, обучающихся в Европе, и студентов, специализирующихся в общественно-гуманитарных областях знаний. Соответственно, выше и эмиграционный потенциал студентов, обучающихся в США, и студентов, специализирующихся в естественно-технических областях знаний

Вместе с тем, если рассматривать возвращение и эмиграцию не как чисто территориальное физическое перемещение людей, а как движение интеллектуальных ресурсов, то выявляется некоторая позитивная тенденция. Существует значительный потенциал «интеллектуального возвращения» в Россию – в виде идей, профессиональных знаний тех высококвалифицированных мигрантов (их большинство – около 60%), которые, не желая возвращаться навсегда, тем не менее, не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме. А в свете современной теории глобализации интеллектуальных ресурсов возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора России, чем физический возврат людей.
Выявляется важность и первичность профессиональной реализации, удовлетворения ожиданий и требований молодых интеллектуальных мигрантов, с одной стороны, и вторичность географического места приложения своих знаний, с другой. Выбор миграционно-профессиональной стратегии в первую очередь определяется профессиональными факторами. Наиболее сильно на профессиональную реализацию – вне зависимости от географического места приложения труда – настроены респонденты, специализирующиеся в естественно-технических областях знаний. Среди них не нашлось ни одного, кто готов был бы выбрать не совсем удовлетворяющую его профессиональные амбиции работу на Западе; в этом случае им лучше всего возвращаться домой и искать работу по специальности.
В целом сформировалось отрицательное отношение к России как к месту постоянного проживания и более положительное – как к месту приложения профессиональных знаний. Подтверждением того, что Россия не отвергается полностью как возможное место приложения труда, служит то, что подавляющее большинство респондентов готовы рассмотреть и оценить факторы возвращения на родину. В то же время для части опрашиваемых (около 10%) не существует ни одного сколько-нибудь значимого фактора, который подвиг бы их к возвращению в Россию.

Почему же их не тянет на родину?

Создание определенных условий – профессиональных и бытовых – для возвращения молодых специалистов в Россию опирается на анализ притягательных факторов возвратной миграции.
В таблице представлен средний ранг каждого из факторов профессионального плана, оцениваемых по 12-балльной шкале (от 1 – наиболее важно до 12 – наименее важно). Самый значимый фактор в глазах молодых специалистов – материальный, высокая зарплата (средний ранг – 2,7). Второй по значимости фактор – наличие высококлассной профессиональной среды (средний ранг – 3,6). В пятерку ведущих факторов также входят возможность быстрого профессионального роста (3,7), возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т. п. (3,8), а также доступ к современному оборудованию, информационным и коммуникационным технологиям (Internet, e-mail и т. п.) – (средний ранг 4,4).

Рейтинг перечисленных факторов практически не зависит ни от региона, ни от профиля обучения. Есть только одно характерное исключение: молодые специалисты в естественно-технических областях знаний на второе место по значимости ставят доступ к современному оборудованию, информационным и коммуникационным технологиям (средний ранг – 3,2).
Главные и наиболее перспективные направления потенциальных мер, призванных помогать молодым специалистам в начале их трудового пути в России – это, в первую очередь, меры консультационного и организационно-финансового характера. Их можно предложить в рамках специальной инициативы, направленной на возвращение интеллектуальных ресурсов в Россию.
Наиболее перспективными и значимыми, с точки зрения почти половины респондентов, признаны возможность осуществления краткосрочного (1-2 года) исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного трудового контракта. Меньший, но все же существенный интерес у трети респондентов вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта (на 1 год) для профессионального старта на родине.

Около двух третей опрошенных студентов отметили, что нуждаются в квалифицированных консультациях по рынку профессионального труда в России.
Интерес к специальным программам, ориентированным на возвращение учебных мигрантов в Россию, выразили две трети обследуемой совокупности. При четверти колеблющихся отказался от участия лишь один человек из десяти. Контингент, потенциально открытый для работы в рамках таких инициатив, в несколько большей степени представлен студентами, обучающимися в Европе, а также студентами, обучающимися по общественно-гуманитарным специальностям.
Заинтересованность большей части обследованного контингента в получении помощи в реализации их профессиональных стратегий, связанных с Россией, подтверждает необходимость выработки целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами – выпускниками зарубежных вузов по разным специальностям.

Безусловно, эффективность таких программ в немалой степени будет зависеть от возможности маневрировать наиболее весомыми, с точки зрения адресата, профессиональными и организационно-финансовыми стимулами в условиях социально-экономической нестабильности в России.

по материалам "i"

  

Поиск по сайту
 



Реклама







   
Immigration News
1 2 3 4
4 5 6 7
8 9 10 11
12 13 14 15
16 17 18 19
20 21 22 23
24 25 26 27
28 29 30 31
32 33 34 35
36 37 38 39
40 41 42 43
44 45 46 47
48 49 50 51
52 53 54 55
56 57 58 59
60 61 62 63
64 65 66 67
68 69 70 71
72 73 74 75
76 77 78 79
80 81 82 83
84 85 86 87
88 89 90 91
92 93 94 95
Все выпуски
   
Реклама




Присланные материалы не рецензируются. Редакция оставляет за собой право: литературно обрабатывать текст без изменения смысла, редактировать, переводить, исправлять ошибки, отказать в публикации без объяснения причин. После публикации, авторские права на материал переходят к Sweet Dream - Immigration News если иные условия не указаны автором в приложении к материалу. Материалы пришедшие от анонимных источников не рассматриваются. Cсылки url и e-mail адреса не публикуются, если автор специально не указывает на это в приложении к материалу или если это не объявление о поиске друзей, знакомстве, и т.п. Рекламные объявления публикуются на условиях предоставления рекламных услуг с указанием, что опубликованный материал является рекламным.
      Если деятельность вашей компании связана с иммиграцией или помощью в оформлении и адаптации иммигрантов, мы будем признательны, если вы включите нас в список рассылки информационных материалов Вашей компании (пресс-релизы, анонсы, объявления). Присылайте, пожалуйста, вашу информацию по адресу aversco@mail.ru.

Copyright © 1998-2016 "M6"
The trademark in a web the Internet "SweetDream" ® All rights reserved.
E-mail: aversco@mail.ru Designed by: Art@www®