Новое молодежное движение: учиться – на западе, работать – тоже
Людмила Леденева, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, по роду научных занятий вот
уже десять лет изучает эмиграционные настроения российских студентов. Начались
эти исследования в 1992 году в России, когда здесь царили панические настроения
и ощущалась едва ли не всеобщая готовность бежать куда глаза глядят. Потом она
отправилась во Францию, чтобы опросить тех, кому удалось-таки осуществить
дерзкие планы – эмигрировать, поступить на учебу, делать науку за границей. Эта
серия научных наблюдений завершилась опросом через Интернет – тех, кто учится в
самых разных странах. Собранный материал составил целую книгу, выход которой
ожидается нынешней осенью. Авторы – Людмила Леденева и Елена Тюрюканова.
Какова цель проведенных исследований, помимо чисто научного интереса?
– Вы не поверите, – говорит Людмила Леденева, – но, возможно, самой важной
частью обширных исследований было изучение возвратных намерений. Финансировали
работу американцы – они всерьез обеспокоены тем, что наши студенты не хотят по
завершении учебы возвращаться домой; американцы, а не российские власти,
озабочены созданием на родине достойных условий нашим молодым специалистам,
чтобы они стремились вернуться. Кому-то из возвращающихся в Россию специалистов
американцы даже выплачивали зарплату в течение первого года. Касалось это,
насколько я понимаю, в основном бизнесменов и экономистов. Естественники в
контексте возвращения даже не обсуждаются – практически все остаются за
границей, и им там рады. А зачем, скажите, Америке российские экономисты? Иное
дело выученные в Америке и работающие в России – такие экономисты американцам
очень даже нужны: с одной стороны, они способствуют становлению рыночной
экономики у себя дома, а с другой, – являются прекрасными посредниками между
доморощенными специалистами и заморскими бизнесменами.
Конечно, очень непросто получить полноценную репрезентативную выборку
российских студентов и аспирантов за рубежом. Но поскольку мы подходили к этому
с самых разных сторон, я убеждена, что воссоздать качественную картину нам все
же удалось.
Молодые люди уезжают разными путями. Среди тех, кто действует самостоятельно
– сами находят для себя университет, сами добывают деньги, – больше всего
невозвращенцев. А вот уезжающие по обмену, то есть через российское Министерство
образования, возвращаются все. Так, во всяком случае, утверждают министерские
чиновники. Еще ездят по образовательным программам принимающих стран – от
аспирантов до школьников. Среди них тоже есть невозвращенцы, но меньше, чем
среди независимых студентов.
В конце ноября в Вашингтоне состоится конференция, посвященная иммиграционным
настроениям студентов, приезжающих в США по американским программам. Российские
студенты проходят тщательный отбор, одним из критериев которого является
отсутствие у претендента иммиграционных настроений. От принятых в программу даже
требуют подписку-обязательство: мол, всенепременно вернемся домой поднимать
отечественную экономику и прочие отрасли. Но находятся ловкачи, которые
обманными маневрами умудряются остаться в США. Американцы этим так взволнованы,
что специальную конференцию созывают. В числе спонсоров – «Дженерал Моторс», а
один из участников – например, Сергей Хрущев. С российской стороны на
конференцию приглашены работодатели, готовые предоставить российским выпускникам
американских вузов нормальные условия труда. Эту проблему и американский
госдеп изучал, но результаты их исследований пока не обнародованы.
По данным ЮНЕСКО, на втором месте после Америки по количеству приехавших
учиться россиян – Германия. Впрочем, принятый там недавно новый иммиграционный
закон может вывести Германию и на первое место. Страна настолько заинтересована
в привлечении квалифицированных специалистов, особенно тех, кто получил
образование в Германии, что дает иностранным выпускникам большие привилегии –
предоставляют вид на жительство с целью поиска работы в течение первого года
после окончания вуза. Потом временный вид на жительство заменяют бессрочным –
если за этот год иностранец-выпускник преуспел в трудоустройстве. Несомненно,
что при хорошем знании немецкого языка обладателю диплома германского
университета одного года вполне хватает, чтобы удержаться в стране.
Не так давно в московской мэрии состоялся совместный семинар по проблемам
иммиграции с представителями берлинских властей. Немцы подробно рассказывали о
своем новом иммиграционном законодательстве, особо останавливаясь на приеме
высококвалифицированных специалистов. Выяснилось, что до нововведения многие
россияне, получившие высшее образование в Германии и не имевшие возможности там
остаться, не возвращались в Россию, а обнаруживались в самых разных точках
земного шара. Германия причисляла их к своим потерям, считая, что эта категория
иностранцев имеет все предпосылки для безболезненной интеграции в общество, и
приняла меры. Но не забывайте, что чаще всего учиться за границу едут те наши
ребята, которые успели хотя бы пару лет поучиться в российских вузах. Впрочем,
Россия как потерю их отъезд, видимо, не расценивает и никаких мер для их
возвращения не принимает. Я не говорю, безусловно, о каких-то карательных мерах,
но лишь о заинтересованности в создании условий для их возвращения. Пока же –
самотек. Кто соскучился по дому, кого одолевает ностальгия, тот склонен
вернуться. Возвращаются и гуманитарии – им найти работу за рубежом очень
трудно...
Кто эти люди, уехавшие учиться за границу?
Как показали результаты социологического обследования, это женщины (48%) и
мужчины (52%) в возрасте от 19 до 35. Каждому второму – 23-25 лет. Средний
возраст россиян, обучающихся за рубежом, – 25. До отъезда 43% респондентов
жили в Москве, 16% – в Санкт-Петербурге; 31% – в областных, краевых центрах и 6%
– в малых городах, то есть во всех без исключения регионах страны (Архангельск,
Ярославль, Краснодар, Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск, Красноярск,
Улан-Удэ, Магадан, Владивосток и другие). Москвичи предпочитают университеты
США: трое из четырех респондентов-москвичей учатся в Америке, или почти половина
респондентов, обучающихся в тамошних университетах, – выходцы из Москвы. А вот
трое из четырех выходцев из Санкт-Петербурга и областных/республиканских центров
выбирают европейские университеты.
По уровню образования, полученному в России, – это представители молодежной
элиты: каждый второй учебный мигрант имеет законченное высшее российское
образование, каждый десятый окончил аспирантуру, но не защитил диссертацию, а
есть и те, кто даже кандидатскую защитили (рис. 2). Лишь один из четверых перед
выездом из России не имел высшего образования, то есть был еще студентом. Иными
словами, около 70% учебных мигрантов по российским меркам являются молодыми
учеными или специалистами.
Где и на кого они учатся за рубежом?
58% опрошенных учатся в университетах США и 42% – в университетах Европы.
Причем более 60% студентов европейского направления учатся в университетах
Великобритании, Германии и Франции. Спектр специальностей, которые россияне
приобретают в зарубежных вузах, широк: физика, математика, компьютерные
технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология,
политология, право, филология, педагогика. Студенты естественно-технического
профиля составляют 28%, а общественно-гуманитарного – 72%. Таким образом,
подтвердилась уже ранее отмеченная закономерность: учиться за границу едет
больше гуманитариев и экономистов, чем естественников и технарей. Объясняется
это традиционно высоким уровнем отечественного образования в области
естественных и технических дисциплин и несколько худшей ситуацией – в
социально-политических и экономических специальностях. Поэтому естественники
и технари чаще едут за границу не учиться, а работать.
К какому уровню образования россияне стремятся за границей? 8% опрошенных
обучались по программам подготовки бакалавров, 34% проходили последипломное
обучение в магистратуре, 48% – в докторантуре, 3% – стажеры. То есть большинство
молодежи нацелено на получение за границей докторской степени (Ph.D.).
Интересно, что цель учебы за рубежом тесно связана с образовательным профилем
и регионом обучения. Наиболее амбициозны, то есть стремятся получить степень
магистра или доктора, те, кто учатся в США, а также студенты
естественно-технических специальностей. Причин, побуждающих молодых людей к
получению образования за рубежом, несколько:
Возможность повидать мир, приобрести новых друзей и т.п.;
Достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда;
Хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом;
Высокое качество обучения;
Достижение большей конкурентоспособности на российском рынке
труда.
В среднем важность каждого из этих мотивов практически одинакова (50%-60%).
За исключением одного: меньше всего тех, кто поехал учиться в зарубежный
университет с целью достижения конкурентоспособности на российском рынке (35%).
А вот стать конкурентоспособным на западном рынке труда хотят 53% респондентов,
и это по большей части те, кто обучаются в США. Для них также очень важен фактор
благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни. Те же, кто
отправился в Европу, учебу за рубежом воспринимают менее прагматично, ими чаще
движут чисто «студенческие» соображения: возможность повидать мир, приобрести
новых друзей, но их также привлекает и высокое качество зарубежного
образования.
На какие средства россияне учатся за границей?
Чаще всего – в 31% случаев – за счет зарубежного университета, получая полную
стипендию. 20% частично оплачивают учебу университетской стипендией, а
недостающие средства зарабатывают сами – там же на кафедре. 18% получают гранты
от какого-нибудь фонда или частного спонсора. Только каждый шестой (15%)
оплачивает учебу из своих, скорее родительских, денег. Реже всего приезжают
учиться по обмену между российскими и зарубежными университетами – около 5%
студентов. Но деньги деньгами, а для учебы в зарубежном университете не так
важен достаток семьи, как личные качества самого студента (хорошая подготовка,
профессионализм, инициативность и т. п.), открывающие доступ к внешним
источникам финансирования.
Полная университетская стипендия
Частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента в
университете
Грант на обучение от какого-либо фонда
Собственные средства
Частичная университетская стипендия, дополняемая грантом на обучение
Программы обмена между университетами
Нет ответа
Учеба закончена: где работать?
Большинство студентов (62%) начинают искать работу еще в процессе учебы. Чаще
всего поиск ведется параллельно – и за границей, и в России (каждым третьим) или
исключительно за границей (примерно каждым четвертым). Исключительно на работу в
России ориентируется минимальное число опрошенных (6%). Как уже отмечалось,
больше ориентированы на работу исключительно за рубежом молодые россияне,
обучающиеся в США, а по специальностям выделяются представители
естественно-технических областей знаний.
1. Поиск только за границей 2. Поиск только в России 3. Поиск
одновременно и за границей, и в России 4. Поиск не предпринимается
Ориентация на западный рынок труда подкрепляется тем, что россияне выше
оценивают свои шансы успешно трудоустроиться на Западе, чем в России. Этого
мнения придерживаются 42% опрошенных. 16% убеждены, что спрос на их
профессиональные знания выше на российском рынке труда, чем на западном, а 29%
считают, что спрос равный. Уверенность в своей конкурентоспособности на западном
рынке сильнее выражена у тех, кто учится в США и особенно – у естественников и
технарей. Женщины на западном рынке труда ощущают себя вполне
конкурентоспособными. Поэтому и мужчины, и женщины оценивают спрос на их
профессиональные знания и квалификацию практически одинаково. Большинство
респондентов (68%) поддерживают профессиональные связи с коллегами на родине.
Однако примерно у каждого второго это слабые контакты, и лишь у каждого пятого –
тесные. У трети опрошенных профессиональные контакты с Россией отсутствуют
вовсе. Несколько выше объем профессиональных контактов с родиной, особенно
тесных, у студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся в Европе, – то есть
у тех, кто больше ориентирован на российский рынок труда.
Кто вернется, а кто эмигрирует?
Из всех опрошенных четко ориентирован на жизнь и работу в России только один
человек из пяти. Твердо намеренных остаться за рубежом вдвое меньше, примерно
каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные
настроения. 60% респондентов определенно заявили, что вернутся на родину
только при определенных условиях, прежде всего – при наличии там
профессиональных возможностей. В планировании ближайшей перспективы – сразу
по окончании программы – молодые люди более определенны и выказывают явное
предпочтение западной ориентации: 45% намерены остаться на Западе работать и еще
19% – продолжить там образование. То есть намерены остаться сразу после
окончания учебы 64% респондентов, и лишь 18% учебных мигрантов решительно
собираются вернуться в Россию в самом скором времени. В основном возвращаются из
Европы и те, кто получал общественно-гуманитарное образование – они без
оптимизма оценивают перспективы найти работу за рубежом.
Можно выделить несколько стратегий миграционно-профессионального
поведения российских учебных мигрантов за рубежом : 1. Российская стратегия –
постоянное проживание и постоянная работа в России; 2. 1-ая промежуточная
(пророссийская) стратегия – постоянно проживать в России с возможностью
контрактной занятости на Западе; 3. 2-ая промежуточная (прозападная)
стратегия – постоянно проживать за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт
на временную работу в России или иметь возможность совершать краткие
профессиональные поездки в Россию; 4. Эмиграционная стратегия – постоянно
проживать и работать за рубежом;. 5. Часть респондентов воздержались от
ответа.
Оптимальная, с точки зрения большинства респондентов (61%), модель
профессионально-миграционного поведения учебных мигрантов выглядит так:
выраженная ориентация на проживание за рубежом с возможностью профессиональной
деятельности в России – временная работа по трудовому контракту или же краткие
профессиональные визиты. Особенно высока доля лиц, предпочитающих именно такую
стратегию, среди студентов, обучающихся в США, и среди студентов, обучающихся по
естественно-техническим специальностям.
Каковы эмиграционный потенциал и потенциал возвращения?
Полученные результаты позволяют ориентировочно оценить потенциал возвращения
и эмиграционный потенциал (утечка умов) в результате учебной миграции.
Максимальный уровень потенциала возвращения на родину после окончания учебы за
рубежом очень низок – примерно 25% (минимальный – 18%). Максимальный же уровень
эмиграционного потенциала очень высок – почти 70%. При этом строго эмиграционную
позицию, то есть полное географическое и профессиональное отчуждение от России,
занимает лишь каждый десятый опрошенный – это минимальный, базовый, уровень
эмиграционного потенциала. Более высок уровень потенциала возвращения
студентов, обучающихся в Европе, и студентов, специализирующихся в
общественно-гуманитарных областях знаний. Соответственно, выше и эмиграционный
потенциал студентов, обучающихся в США, и студентов, специализирующихся в
естественно-технических областях знаний
Вместе с тем, если рассматривать возвращение и эмиграцию не как чисто
территориальное физическое перемещение людей, а как движение интеллектуальных
ресурсов, то выявляется некоторая позитивная тенденция. Существует значительный
потенциал «интеллектуального возвращения» в Россию – в виде идей,
профессиональных знаний тех высококвалифицированных мигрантов (их большинство –
около 60%), которые, не желая возвращаться навсегда, тем не менее, не исключают
для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме.
А в свете современной теории глобализации интеллектуальных ресурсов возврат идей
имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического
потенциала страны-донора России, чем физический возврат людей. Выявляется
важность и первичность профессиональной реализации, удовлетворения ожиданий и
требований молодых интеллектуальных мигрантов, с одной стороны, и вторичность
географического места приложения своих знаний, с другой. Выбор
миграционно-профессиональной стратегии в первую очередь определяется
профессиональными факторами. Наиболее сильно на профессиональную реализацию –
вне зависимости от географического места приложения труда – настроены
респонденты, специализирующиеся в естественно-технических областях знаний. Среди
них не нашлось ни одного, кто готов был бы выбрать не совсем удовлетворяющую его
профессиональные амбиции работу на Западе; в этом случае им лучше всего
возвращаться домой и искать работу по специальности. В целом сформировалось
отрицательное отношение к России как к месту постоянного проживания и более
положительное – как к месту приложения профессиональных знаний. Подтверждением
того, что Россия не отвергается полностью как возможное место приложения труда,
служит то, что подавляющее большинство респондентов готовы рассмотреть и оценить
факторы возвращения на родину. В то же время для части опрашиваемых (около 10%)
не существует ни одного сколько-нибудь значимого фактора, который подвиг бы их к
возвращению в Россию.
Почему же их не тянет на родину?
Создание определенных условий – профессиональных и бытовых – для возвращения
молодых специалистов в Россию опирается на анализ притягательных факторов
возвратной миграции. В таблице представлен средний ранг каждого из факторов
профессионального плана, оцениваемых по 12-балльной шкале (от 1 – наиболее важно
до 12 – наименее важно). Самый значимый фактор в глазах молодых специалистов –
материальный, высокая зарплата (средний ранг – 2,7). Второй по значимости фактор
– наличие высококлассной профессиональной среды (средний ранг – 3,6). В пятерку
ведущих факторов также входят возможность быстрого профессионального роста
(3,7), возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок
и т. п. (3,8), а также доступ к современному оборудованию, информационным и
коммуникационным технологиям (Internet, e-mail и т. п.) – (средний ранг
4,4).
Рейтинг перечисленных факторов практически не зависит ни от региона, ни от
профиля обучения. Есть только одно характерное исключение: молодые специалисты в
естественно-технических областях знаний на второе место по значимости ставят
доступ к современному оборудованию, информационным и коммуникационным
технологиям (средний ранг – 3,2). Главные и наиболее перспективные
направления потенциальных мер, призванных помогать молодым специалистам в начале
их трудового пути в России – это, в первую очередь, меры консультационного и
организационно-финансового характера. Их можно предложить в рамках специальной
инициативы, направленной на возвращение интеллектуальных ресурсов в
Россию. Наиболее перспективными и значимыми, с точки зрения почти половины
респондентов, признаны возможность осуществления краткосрочного (1-2 года)
исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного
трудового контракта. Меньший, но все же существенный интерес у трети
респондентов вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта
(на 1 год) для профессионального старта на родине.
Около двух третей опрошенных студентов отметили, что нуждаются в
квалифицированных консультациях по рынку профессионального труда в
России. Интерес к специальным программам, ориентированным на возвращение
учебных мигрантов в Россию, выразили две трети обследуемой совокупности. При
четверти колеблющихся отказался от участия лишь один человек из десяти.
Контингент, потенциально открытый для работы в рамках таких инициатив, в
несколько большей степени представлен студентами, обучающимися в Европе, а также
студентами, обучающимися по общественно-гуманитарным
специальностям. Заинтересованность большей части обследованного контингента в
получении помощи в реализации их профессиональных стратегий, связанных с
Россией, подтверждает необходимость выработки целенаправленных программ
индивидуальной работы с российскими студентами – выпускниками зарубежных вузов
по разным специальностям.
Безусловно, эффективность таких программ в немалой степени будет зависеть от
возможности маневрировать наиболее весомыми, с точки зрения адресата,
профессиональными и организационно-финансовыми стимулами в условиях
социально-экономической нестабильности в России.
Присланные материалы не рецензируются. Редакция оставляет за собой право: литературно обрабатывать текст без изменения смысла, редактировать, переводить, исправлять ошибки, отказать в публикации без объяснения причин. После публикации, авторские права на материал переходят к Sweet Dream - Immigration News если иные условия не указаны автором в приложении к материалу. Материалы пришедшие от анонимных источников не рассматриваются. Cсылки url и e-mail адреса не публикуются, если автор специально не указывает на это в приложении к материалу или если это не объявление о поиске друзей, знакомстве, и т.п. Рекламные объявления публикуются на условиях предоставления рекламных услуг с указанием, что опубликованный материал является рекламным.
Если деятельность вашей компании связана с иммиграцией или помощью в оформлении и адаптации иммигрантов, мы будем признательны, если вы включите нас в список рассылки информационных материалов Вашей компании (пресс-релизы, анонсы, объявления). Присылайте, пожалуйста, вашу информацию по адресу aversco@mail.ru.